19 сентября 2017, в 19.00
Перегруз не по-детски.
Про мотивацию, школу и детей
про возраст 7 – 12 лет
«...5 кружков, 2 языка, хорошая школа, где реально учат. В свободное время поиграть, но не за компьютером, а во что-то развивающее.

Успеть по максимуму дать ребенку знаний, навыков. Ведь дальше институт, взрослая жизнь, да и ЕГЭ надо сдать…

Странно, что ребенок устает и не хочет учиться!»

«Мне кажется, что сейчас учить детей стало гораздо сложнее потому, что появилось очень много вариантов различных видов образования, сориентироваться в которых современным родителям очень сложно»
Мария Фелипчук, детский психолог, Москва
Часто под влиянием модных тенденций, не учитывая интересы и увлечения ребенка и не рассчитав его сил, родители отдают свое чадо сразу во множество энергоемких мест. И любознательный, «шило в попе» малыш уже не загорается от очередной идеи мамы.

Но маму часто не остановить. При том, что наличие разных образовательных программ не решает проблему качественного образования. Но тогда что решает?

Ведь хочется быть хорошей матерью, дать своему ребенку всё, что возможно в этом возрасте, пока время не упущено. Может быть даже то, чего не было в детстве у самой мамы.
Но со временем начинаешь размышлять:
  • Как заинтересовать ребенка, чтобы захотел учиться, да и чтобы секции не забросил?
  • Может во всем виновата современная школа и есть смысл заняться образованием ребенка самому, то есть перейти на домашнее обучение?
Вопросы, вопросы, вопросы… Конечно, у каждого родителя они свои – ведь каждый ребенок уникален! Но о родительской позиции в области воспитания можно и нужно говорить.

Мы постараемся осветить самые волнующие темы, касающиеся проблем образования их детей.
Рассказать о передаче в соцсетях:
Обращаем ваше внимание, что участие в вебинарах – бесплатное. Но вы можете поддержать проект, внеся пожертвование в Фонд Amway «В ответе за будущее». Для этого пройдите по ссылке.


ГОСТЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ

Ирина Лейбман

Психолог с 23-летним стажем, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор и тренер. Кандидат психологических наук, доцент МГППУ, автор более 30 статей, спецкурсов и базовых программ, член Общества Практикующих Психологов "Гештальт Подход" (ОПП ГП). Направления: Арт-терапия, Гештальт-терапия, Телесно-ориентированная терапия, культурно-исторический подход Выготского. 7 лет участия в международном психологическом проекте.

«Мне нравится учиться и делиться знаниями. Передаю студентам не только сухую теорию, но и практические методы работы. Считаю, что специалист должен обладать фундаментальными знаниями и уметь эти знания применить на практике, в реальной жизни»
ЗАПИСЬ ПЕРЕДАЧИ
ТЕКСТОВАЯ ВЕРСИЯ
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня с вами снова я, Анна Сошинская, президент благотворительного фонда «Amway в ответе за будущее».

Тема сегодняшней беседы «Перегруз не по-детски: про мотивацию, школу и детей» У нас в гостях кандидат психологических наук Ирина Лейбман, психолог с 26 летним стажем.

Прежде, чем мы откроем сегодняшнюю тему, давайте посмотрим информационную справку.
Ирина, очень интересный, как мне кажется, ролик, который ставит много вопросов перед родителями. Совершенно очевидно, что современная школа, как институт, очень несовершенна. Как на Ваш взгляд, стоит ли вообще отдавать в школу ребенка? Мы все стоим перед выбором – школа или домашнее обучение? Что Вы на этот счет думаете?

- Думаю, что для того, чтобы ответить на вопрос, отдавать ли ребенка в школу, надо подумать, зачем мы это делаем и какие цели преследуем. Известно, что кроме образования, школа еще дает человеку возможности социального развития, в том числе, общаться с ровесниками и выяснить, чего он стоит. Мне кажется, что это тоже вполне ценные вещи. Поэтому я бы не отказывалась целиком от школьного образования.

Безусловно, есть дети, которым нужны особые условия – и в смысле знаний, и в смысле организации обучения. Но если брать среднестатистического ребенка, то все-таки возможности школы дать образование больше, чем у одной средней локальной семьи.

По Вашему мнению, почему некоторые родители детей, которым не требуются особенные условия по здоровью или еще по каким-то причинам, все-таки выбирают домашнее образование? Какие преимущества могут быть у этого типа обучения?

- Думаю, что мотивы могут быть разные: одни из них связаны с интересами ребенка, другие - со взглядами родителя. Давайте сразу не будем рассматривать ту часть родителей, которым в школе было плохо, и они хотят избавить своего ребенка от тех страданий, которые когда-то сами пережили. Это совершенно особый случай. Ведь ребенок – не они, у него совершенно другая история, другие условия.

Поговорим о тех детях, которых родители оставляют дома, исходя из интересов ребенка. В принципе, домашнее обучение дает намного больше гибкости и свободы в выборе. Ребенок легче организует свое время. У него меньше эмоциональная нагрузка потому, что ему не надо ни под кого подстраиваться - скорее мир подстраивается под него. Ребенок может просыпаться тогда, когда ему удобно. Для сов это очень важно!

Очень понимаю!

Да, я знаю очень много семей, которые просто страдают потому, что их дети действительно совы и поднимать их утром – это проблема.

Кроме того, есть большая свобода в выборе занятий и можно обеспечить разный уровень глубины изучения разных предметов.
Читать дальше
Да, в школах достаточно усредненный уровень обучения. Я, как бывший учитель, могу это подтвердить. Сложно давать материал слишком углубленно потому, что есть дети, которым не все понятно и потому скучно. Если, наоборот, давать слишком легкий материал – другой группе учеников будет скучно. Это большое искусство – пытаться занять всех, особенно, когда в классе 30-35 детей.

Мы провели опрос, как наши слушатели относятся к домашнему обучению. Я вижу, что достаточно много людей, которые поддерживают домашнее обучение. Честно говоря, думала, что их будет меньше - положительно и очень положительно относятся 18-24% нашей аудитории.

- Но это же все-таки скорее теоретически относятся. Вряд ли столько людей готовы забрать детей из школы.

Да, это вопрос чисто теоретический. Интересно, чем вызвана такая поддержка домашнего обучения? Предполагаю, что теми реформами, которые у нас сейчас в школе происходят. Может быть, некоторым родителям кажется, что без серьезных финансовых затрат можно дать полноту образования.

Несмотря на то, что я школьный учитель по профессии и какую-то часть предметов, наверное, могла бы компенсировать, думаю, что даже на уровень преподавателя начальных классов по русскому и математике я не тяну. Значит, нужно привлекать дополнительные ресурсы и преподавателей для хорошего глубинного уровня обучения детей дома.

- Я наблюдала детей на домашнем обучении больше в Америке, чем в России, хотя и здесь несколько таких семей я тоже знаю. Редко, кто учит одного ребенка у себя дома. Как правило, это группа родителей, которые объединяются, и реально имеют маленькую частную школу: одна мама, окончившая биофак, преподает биологию и химию, другая с лингвистическим образованием читает языки, и т.д.

Как правило, эти семьи обладают хорошим образовательным ресурсом и имеют очень высокий образовательный уровень. Они знают, что хотят дать своим детям, и как хотят их учить.

Понятно, что в таком варианте это не массовая история - чтобы люди повально забирали детей из школы и начали бы преподавать дома. Это немножко утопия потому, что при всех недостатках школы, в ней есть система, какая бы она ни была.

Не могу сказать, что я, как мама, очень довольна сохранением традиций 20-летней давности. Мне кажется, что сейчас меняется мир, дети, отношение к личности - меняется вообще все. Хорошо бы, чтобы школа тоже следовала этому течению. Пока что, на мой взгляд, такие процессы там очень сложно идут, что серьезно снижает эффективность обучения, даже по сравнению с 20-летней давностью.

Но опять-таки я не работаю в системе образования – поэтому могу судить только, как родитель. Мой взгляд очень субъективен и не претендует на общее мнение.

Знаю, что у нас, помимо мощной государственной системы образования, есть много альтернативных историй – различных методик и частных учебных заведений. Что Вы думаете об альтернативном образовании?

- Так сложилась моя практика, что я много лет работала и в государственных, и в частных школах. Мне есть с чем сравнить. Про государственные школы более-менее все понятно.

Хотела бы подчеркнуть, что не думаю, что образование 20 лет назад было так плохо. Оно было вполне сбалансированно и как раз учитывало интересы ребенка. Это был не самый худший вариант: программа 1-4 была не очень быстрой, и ребенок мог легко входить в школьную жизнь.

Кроме того, еще не так давно у нас были классы КРО – коррекционно-развивающего обучения, учитывающие интересы детей, которым по тем или иным причинам трудно освоить школьную программу. Причем там были самые разные причины, связанные и с общим физическим состоянием, и с особенностями развития. Но маленькая численность детей в классе (по нормам до 16 человек) и обученные педагоги позволяли к средней школе таких детей вполне подтянуть.

Альтернативно работали хорошие, престижные школы - гимназии, языковые школы, в которых усиленная подготовка начиналась рано, и сильных детей можно было учить там. Так что советская система образования не так уж и плоха.

Что касается частных школ, то когда я первый раз шла работать в частную школу, у меня были немножко идеалистические представления, связанные скорее с фильмами про английские школы: клетчатые юбочки, зеленые газончики, высший класс, лучшее обучение.

Хочу сказать, что каждая частная школа обслуживает определенный сегмент потребностей и решает свою задачу. Как раз под интересы ребенка можно подобрать учебное заведение.

Для слабеньких детей есть частные школы с маленькими классами, где очень внимательно следят за тем, чтобы ребёнок успевал по учебной программе.

Есть частные школы, ориентирующиеся на детей, которым просто любопытно. Это дети, которые счастливо сохранили способность задавать вопросы в начальной школе – то, что характерно для 5-леток. Такие школы тоже есть в Москве.

Есть частные школы, которые считают, что надо учиться, учиться и учиться. Там дети чуть ли не с 1 класса учат по 3 языка. Их в 8 утра привозят и в 8 вечера забирают. Если дети это физически выдерживают и удовлетворены амбиции родителей – почему нет?

Как родитель, я тоже задумывалась, отдавать или не отдавать детей в частную школу? Меня всегда волновал вопрос, как там оцениваются знания и насколько важен каждый родитель, который привозит ребенка в школу.

- И деньги в школу приносит?

Да, и насколько это влияет на качество образования и оценок? Вообще объективны ли оценки успеваемости ученика? Может быть, сейчас этот вопрос уже решен – потому, что я задавалась им лет 15 назад. Насколько действительно деньги влияют на качество обучения по сравнению с государственными школами, где нет такой прямой зависимости между оплатой конкретного ученика и его успеваемостью?

- Не могу сказать про все частные школы. Наверное, степень добросовестности, как и в любом коммерческом сегменте, бывает разная. Но в принципе, все частные школы должны пройти аккредитацию - иначе зачем отдавать туда ребенка и так сильно рисковать? Все дети, посещающие частные школы, должны сдать официальный экзамен. Кроме того, сейчас для частных школ очень престижно участие детей в олимпиадах, так же, как и для государственных. Поэтому думаю, что оценки довольно объективны.

Хорошо. А как Вы относитесь к альтернативным системам – школе Жохова, вальдорфской и так далее?

Я бы их не обобщала потому, что это разные истории. Вальдорфские школы – это совершенно особенная система обучения со своей идеологией. Если ценности этой школы совпадают с ценностями семьи, то есть семья ориентирована на некие гуманистические идеи и на то, чтобы ребенку было хорошо, то такой вариант можно рассматривать.

Это школа-семья, и там точно будет ребенку хорошо. Есть вальдорфские школы, которые дают неплохое образование, правда, чаще гуманитарное, чем техническое.

Надо только учитывать такую деталь, что программа вальдорфской школы несколько отличается от программы стандартной школы. Есть очень мало точек, когда можно перейти из вальдорфской школы в простую, не потеряв год или два.

И второе – не все школы, которые называют себя вальдорфскими, реально соответствуют этому содержанию. Поэтому родителям, увлеченным вальдорфскими идеями, надо просто быть очень внимательными при выборе.

Давайте посмотрим ролик про выбор альтернативного образования, и после продолжим нашу дискуссию.

Интересный обзорный ролик – Вы бы хотели что-то прокомментировать?

- Тему вальдорфской школы мы уже обсудили. Про Жоховскую школу могу сказать, что мне не удалось ни разу встретиться непосредственно с учениками или с педагогами такой школы. Но меня много спрашивали про нее, и поэтому я пыталась найти информацию.

Я много читала о методе Жохова, и в нем меня немножечко смутило то, в чем я методологически расхожусь с автором.

Во-первых, он говорит про то, что игровая деятельность – ведущая деятельность в 1 классе. Если обратиться к возрастной психологии, то это ведущая деятельность дошкольного возраста. Если ребёнок сохраняет ее в 1 классе, как ведущую, значит, он просто не готов к школьному обучению и не надо его мучить. Подождите ещё годик.

Второе - я не совсем поняла нейропсихологическое обоснование методики. То, что говорит ее автор, не совсем совпадает с тем, чему меня учили когда-то давно-давно в университете по нейропсихологии.

С другой стороны, мне очень понравилось то, что дети могут двигаться потому, что движение для детей всегда хорошо.

В ролике совершенно очаровательная учительница. Согласна, что хороший учитель в начальной школе играет ключевую роль. Для ребенка это шанс успешного обучения на все последующие годы.

Ирина, Вам повезло потому, что Вы можете оценивать это все, как эксперт. Как родителям, которые не являются специалистами в этой области, сделать выбор? Я сама, даже будучи педагогом, не в состоянии оценить методологию, и не готова на эксперимент со своими детьми. Я отдала своих детей в нашу государственную школу, даже несмотря на то, что у меня к ней много претензий: и к тому, как процесс обучения происходит, и к тому, на что школа нацелена сегодня.

Как соотнести все эти оценки выбора и то, что говорилось в нашем первом ролике про то, что мы сейчас учим тому, что, возможно, через 10-15 лет будет совсем не востребовано? Это очень сложная многокомпонентная задача, которая стоит перед родителем.

Что Вы посоветуете, из чего исходить, выбирая для ребенка школу? Какие нужно галочки поставить, чтобы понять, что это точно не наше, а это то, что нам нужно?

- Я полагаю, что каждый родитель выбирает ребенку школу, опираясь на собственную систему ценностей – что ему важно?

Есть родители, которым нужно, чтобы ребёнок много знал в результате, и они выбирают школу по типу гимназии, где очень рано начинается углубленное изучение математики, языков и так далее по списку.

Другие хотят, чтобы ребенку в школе было хорошо эмоционально. Такие родители будут скорее искать место, где хорошо организовано дополнительное образование, экскурсии, хор, танцы – такая школа-семья, где дети живут весело.

Есть родители, которым важно, чтобы в их ребенке видели личность - они ищут учителя, который внимателен к детям.

В свое время я составляла рекомендации для родителей, как выбирать школу. Я предлагала им, во-первых, ответить для себя на вопрос – что они хотят, чтобы ребенок от школы получил, и посмотреть, какой направленности заведение надо искать. Может быть, кому-то важны красивые занавески - таких родителей я тоже встречала.

Вторая рекомендация – поговорить с родителями детей, которые уже учатся в этой школе, послушать их мнение.

Третий, может быть, немножечко смешной совет – я предлагала подойти к школе и посмотреть, как учительница 4 класса – потому, что она в будущем году возьмет 1 класс – выводит детей в конце дня. Как она – улыбается, не улыбается родителям, несмотря на усталость, отвечает на вопросы детей или кричит: «Оделись! Вышли»?

И тогда можно решать – подходит вам такой человек или нет? Готовы ли вы своего ребенка отдать в его руки или не готовы?

Мне кажется, даже такое минимальное сито поможет выбрать более-менее подходящую школу.

Очень интересный подход. Он мне кажется очень логичным. Единственное, я в этом чуть-чуть потеряла самого ребенка. Понятно, что мы, родители, все очень амбициозны – может быть, имеет смысл внимательно присмотреться к своему ребенку? Если понимаешь, что, скорее всего, учиться в гимназии ему будет сложно потому, что он еще не готов и игра у него еще ведущая деятельность, то, может быть, его надо отдать в другую школу? Это тоже фактор, который надо родителям тоже учитывать. Он наверное первичный вообще.

- Я тут абсолютно с Вами согласна. Когда я выстраивала алгоритм, я исходила из того, что родители принимают своего ребенка, и если ребенок еще играет, может быть, они ему дадут еще год детства. В конце концов, детство – совсем маленький период, а дальше – вся взрослая жизнь.

Да, я себя чувствую очень виноватой в этом плане потому, что я своего младшего сына отдала в 6 лет, как раз из-за учителя. Я очень хотела, чтобы он учился именно у этого педагога, и это действительно был очень хороший выбор. Но моему ребенку было очень сложно.

Поэтому всегда всех родителей прошу прислушаться к своему внутреннему чувству, к своему собственному ребенку, и дать ему возможность дорасти, дозреть.

Я прошла очень тяжелый период адаптации ребенка к школе и адаптации всех окружающих к нему. Но мне просто очень сильно повезло с педагогом, поэтому все, слава Богу, выправилось. Сейчас в средней школе он достаточно успешен.

Но эти ошибки я учла, и надеюсь, что на следующих поколениях – внуков, может быть, я обязательно буду принимать во внимание этот момент.

- Здесь есть еще совсем ловушка, когда мы имеем при этом еще хорошо развитого ребенка, который не наигрался. Он уже хорошо читает, считает, соображает, но еще играет в куклы, катает колясочку, машинки, и весь в этой ролевой игре. У родителей таких детей есть большое искушение отдать их раньше в школу.

У меня так получилось, что все дети пошли с 6 лет. У тех, которые были явно сильно продвинуты в чтении и мотивированы, первые классы тоже были сложные, но за счет их сильного желания адаптация прошла менее болезненно.

У младшего ребенка были свои особенности, связанные с невозможностью сконцентрироваться, хотя он хорошо развитый ребенок. Мне, как маме, надо было бы их учесть, что я и не сделала.

Поэтому я настойчиво рекомендую родителям обратиться, может быть, к нейропсихологу и посмотреть готовность ребенка к школе. Я тоже это не сделала. Я даже не знала о такой прекрасной специальности до недавнего времени. На наших предыдущих встречах мы много обсуждали такие моменты и встречались с нейропсихологами.

Мне кажется, что понимание готовности и выбор школы – очень серьёзный компонент всей последующей жизни и ребенка, и семьи в целом. Школьное обучение длится 11 лет, и это серьезная нагрузка на всю семью.

- Я с Вами целиком согласна потому, что есть такое понятие, как психологическая готовность к школе, которое включает не только интеллектуальную готовность, но еще и произвольность, то есть умение контролировать свои действия, и мотивацию – интерес к учёбе, и многое другое. Конечно, неплохо посоветоваться с психологом, если у вас есть хоть какие-то сомнения.

Особенно это касается детей 6 лет потому, что по закону у нас дети имеют право поступать в школу, если им на 1 сентября от 3,5 до 8 лет. Но есть шестилетки, которые уже читают и считают. Их родители весной начинают осаждать административные учреждения, чтобы получить разрешение на прием в школу.

Некоторое количество таких детей начинает учебу. Им бывает действительно сложно адаптироваться, и первый класс у них уходит на преодоление своих трудностей вместо получения удовольствия от общения со сверстниками или новых знаний.

Да, согласна. Думаю, что школа очень большую часть жизни занимает, но родители хотят, чтобы дети знали больше, и зачастую школьных знаний и навыков им недостаточно. Дети занимаются дополнительно в кружках и секциях – музыкальных, языковых, спортивных, что бесспорно очень хорошо.

Но это тоже большая нагрузка в дополнение к школьной. Давайте посмотрим ролик на эту тему.

- Да, это тоже очень интересная тема.
Часто вижу родителей, которые только и делают, что мечутся между курсами и кружками, студиями и секциями. Честно говоря, у меня тоже большой соблазн водить ребенка везде, тем более, сейчас очень много интересного и качественного дополнительного образования. Что Вы думаете по этому поводу? В ролике разные мнения были озвучены – что не надо, что надо. Мне кажется, здесь есть 2 основных вопроса – это что и сколько?

- Действительно, у родителей очень много искушения потому, что сейчас есть очень много возможностей, многое доступно - это с одной стороны. С другой стороны, многие, если не все, мамы и папы хотят быть очень хорошими родителями и все лучшее дать своим детям.

Представьте большой шведский стол, где и икра, и ананасы, и карбонат, и сыры необыкновенные – в общем, все-все-все! Сколько можно всего съесть на этом столе! Просто невозможно попробовать все блюда - все равно придется выбирать.

Думаю, что то же самое происходит с этим фантастическим меню, которое мы предлагаем ребенку.

Я бы начинала с простого – посмотрела бы на самого ребенка, просто на его физические возможности – насколько он легко переносит школьную нагрузку, особенно если мы имеем дело с первоклашками. Если он приходит из школы и ему надо час поспать, так может быть, стоит подумать…

Может, пусть поспит?

- Да, пусть поспит, потом будет вполне достаточно пойти погулять с ним во дворе, или раз в неделю сходить в бассейн, или покататься на лыжах – просто делать какие-то общеукрепляющие вещи.

Но бывают дети, у которых действительно какие-то необыкновенные склонности, например, к музыке. Их жалко этой музыке не учить. Они хотят, они готовы ею заниматься. Тогда почему нет?

Другое дело, что я действительно бы старалась разумно дозировать нагрузку и смотреть на желание и возможности ребенка.

Но бывают моменты, когда ребенок где-то что-то увидел, и ему это показалось очень красивым, привлекательным. Он приходит и говорит: «Я хочу танцевать!» Но он что хочет на самом деле? Возможно, красивую розовую пачку и чтобы ему похлопали. А когда его поставят у станка, то, может быть, 2 занятий ему окажется достаточно.

Или все дети мечтают заниматься музыкой, но многие ли из них готовы играть гаммы?

Да, с музыкой это типичный пример, когда ребенок вроде бы занимался музыкой, потом в какой-то момент ему это надоедает. Стоит ли заставлять детей все-таки продолжить занятия, или же надо идти на поводу - занимайся, чем хочешь, что тебе интересно? Ваша позиция, как специалиста?

- Я бы обсудила с ребенком, почему он не хочет. Могу даже привести совершенно свежий пример из моей семьи. У меня 2 младших внука занимались в музыкальной школе. В этом году они дружно сказали, что не хотят. Старшая девочка действительно бросила музыкальную школу, оставив себе только дополнительное занятие на инструменте. А младший после нашего разговора сказал, что нет, он, пожалуй, на пианино играть хочет, потом подумал и сказал, что и флейту он тоже хочет. А потом добавил, что сольфеджио – это тоже очень хорошо. Оказалось, что он совершенно не против заниматься в музыкальной школе, единственное, что ему очень скучно играть гаммы, он хочет больше пьесок.

Думаю, что если учитель готов разговаривать, то можно договориться как-то организовать учебный процесс. Кроме того, можно объяснить ребенку, что гаммы – это необходимая часть. Хочешь играть пьески – играй гаммы!

В общем, пока мы продолжаем ходить в музыкальную школу!
Понятно. Я наблюдаю, что у одноклассника моего сына 5 раз в неделю занятия спортом и ребенок не очень хорошо успевает в школе. Будучи мамой, я конечно бы сократила количество занятий, но, видимо, ребенок очень перспективен в спорте. Это очень сложный, мне кажется, вопрос мотивации тоже. Ведь мотивация касается как школьного образования, так и дополнительных занятий.
Вопросы от слушателей
Елена
Ребенок учится в первую смену, у него музыкальная школа. Вечером начинает сильно капризничать, когда дело доходит до выполнения домашних уроков. Как вести себя с детьми и как их мотивировать к учебе?
Маргарита
Как мотивировать ребенка, если учеба дается с трудом, а ребята в классе сильные, активные? Он постоянно зажимается, старается не соперничать с ними
По Вашему мнению, как можно повлиять на желание учиться, как и чем мотивировать ребенка к учебе?

Когда со мной говорят о мотивации, я всегда вспоминаю прекрасную цитату из фильма «Короли и капуста»:
Спрос нельзя создать, но можно создать условия, вызывающие спрос
- К мотивации я отношусь примерно также. Давайте посмотрим, почему дети не хотят? Или в каких случаях дети могут хотеть?

Любой человек хочет то, что у него получается. Человек может хотеть то, что ему интересно. Человек может хотеть то, ему престижно. Человек может хотеть то, за что он получает признание.

Если у ребенка хватает ресурса на образование, но ему не очень интересно, то тогда нужно посмотреть, почему он не хочет именно этим заниматься и подумать, как создавать условия, которые эту мотивацию поддержат.

Например, в семьях филологов дети не очень хорошо учат математику, но зато знают по несколько языков. Это вполне дежурная практика потому, что им языки знать надо из соображений лояльности к семье, чтобы быть достойным ее членом. А математику зачем учить?

- Что, я в своей семье буду гадким утенком? Я же хочу быть таким, как все!

И тогда очень важно, чтобы уважение к математике выразили другие члены семьи.

Но может быть другая ситуация, когда у ребенка нет ресурса, нет возможности выполнять те требования, которые ему предъявляют. Скажите, много ли человек готовы делать то, что у них не получается? То, что им делать трудно и за что их все время осуждают?

Классика – ребенок-дисграфик, которому трудно писать, а его 8 раз заставляют переписывать. Совершенно очевидно, что каждый следующий раз будет хуже предыдущего.
А какой выход в этой ситуации? В школе есть определенные требования - ребенок должен тренироваться? Ведь у каждого свои особенности – одному плохо даются языки, другому - математика. Просто признать это и делать фокус на том, что удается ребенку? Или все-таки пытаться его потихонечку тренировать, взять преподавателя? Как можно выйти из такой немножко тупиковой ситуации?

- Думаю, что пока мы имеем дело с младшим школьником, надо все-таки настолько, насколько можно, помочь ребенку развить то, что у него не получается.

Другое дело, что нужно смотреть, почему не получается. Если, например, ребенок плохо читает или пишет, необходима консультация логопеда. Вполне может быть, что за этим стоят физиологические особенности, и нужны специальные техники. Точно также это относится к математике. Может быть, имеет смысл посоветоваться с нейропсихологом.

То есть в любом случае, когда родители сталкиваются с хроническим отставанием или нежеланием, сопротивлением, имеет смысл проконсультироваться у специалиста? Правильно я понимаю?

- В общем-то, вреда не будет. Лучше понять, в чем источник, в чем причина? Есть такой термин – педагогически запущенный – когда что-то пропущено. Если строить дом без фундамента, то все будет обваливаться. Так и здесь - нужно вернуться назад к более легким задачам и помочь ребенку подняться снова.

В любом случае, требовать от ребенка «все могут, а ты не делаешь» - занятие не очень продуктивное.

Вопросы от слушателей
Вероника
Сыну 7 лет, 1 класс, говорит, что школа надоела. Там нужно все время сидеть, и там все время рассказывают. Я постоянно говорю, что скоро будет интереснее, что будет физика, химия и прочее. Ребенок очень подвижный, самостоятельный, дополнительно есть спорт, театральный кружок. Как помочь?
- Заочно отвечать на такие вопросы сложно потому, что в каждом конкретном случае мы вырабатываем свою стратегию сотрудничества с семьей и поддержки ребенка. Я бы посмотрела, например, каким спортом занимается этот ребенок и где он свою потребность в движении может насытить. Возможно, как раз наоборот, ребенок перегружен и его подвижность от того, что у него нет сил себя контролировать. Такой вариант тоже может быть.

В каждом конкретном случае за тем или иным поведением ребенка, за теми или иными его трудностями стоят вполне конкретные особенности.

Совершенно согласна! Например, у нас после 1 класса были очень большие проблемы – мой сын не мог переписать ни одного предложения без ошибок: у него проваливались буквы, он путал их места, забывал слова и так далее. Именно это побудило нас обратиться к нейропсихологу, и за лето мы очень сильно продвинулись. Плюс мы параллельно каждый день писали 1-2 фразы с неким соревнованием.

Могу сказать, что сейчас (в 4 классе) никаких проблем с русским у сына нет, когда он старается и сосредоточен. У него совершенно средние способности и нормальный уровень грамотности, что меня не может не радовать.

Я раньше не встречалась с такими проблемами, но теперь понимаю, что они преодолимы. Наша передача как раз для того, чтобы дать родителям направление. К сожалению, такие специалисты, как психологи и нейропсихологи пока не очень востребованы. Мы работаем не только с Москвой, и не все и не всегда могут найти такого специалиста в своем регионе.

Но сейчас появилась возможность таких консультаций и через интернет. Думаю, что тем родителям, кого действительно волнуют эти вопросы, стоит обратиться к специалистам. Как Ваше мнение на этот счет?

- Целиком солидарна с Вами потому, что, по крайней мере, специалист может обследовать ребенка и попытаться помочь семье найти причины тех или иных трудностей. Я плохо представляю, что есть родители, которые хотят, чтобы их ребенку было трудно.
Мы с Вами долго обсуждали нагрузку детей. У нас есть опрос, который показывает, сколько раз ребенок, помимо школы, ходит на дополнительные занятия. Всего у 7% наших слушателей дети только в школу ходят. Большей частью у них есть 2-3 занятия в неделю дополнительно. Вижу, что дети нашей аудитории достаточно серьезно загружены.

- Я бы смотрела, что стоит за этими цифрами потому, что одно дело, если ребенок ходит в музыкальную школу, которая занимает 5 дней в неделю и мало, на что остается времени. А неплохо бы ещё бассейн или лыжи, чтобы укреплять здоровье, как минимум.

Или речь может идти о спортивной школе. Например, у детей, занимающихся фигурным катанием, первый лед в 6 утра, второй в 7 вечера, в промежутке ребенок должен доехать до школы и сделать уроки.

Если не брать такие крайние случаи фактически профессиональной подготовки, то это могут быть дома творчества, где 1 день в неделю ребенок посещает какой-нибудь кружок, например, изо или фитодизайна.

Что плохого в ИЗО, которое дает возможности и творческого развития, и эмоционального реагирования? Особенно сейчас, когда дети вырастают, недостаточно играя, и той ведущей деятельности, о которой говорили – ролевых игр – у современных детей довольно мало. Тогда за счет чего они развивают свое воображение? Поэтому ИЗО решает важные задачи.

Согласна. У нас есть видеоролик по поводу детской загруженности, с мнениями абсолютно разных людей: родителей, специалистов и самих детей. Давайте его посмотрим и обсудим.

Да, очень интересные детские комментарии! Мне кажется, это наш основной родительский вопрос – дозирование нагрузки.

- Про нагрузку тут сказали специалисты, и в среднем это действительно адекватная цифра. Реально дети разные, у разных детей - разные возможности.

Про мотивацию хорошо ответили дети - больше внимания уделять ребенку! Если родители дают ему возможность почувствовать, что им самим интересно, либо поддерживают интерес в ребенке, спрашивая, что нового он узнал, что ему было интересно, может ли он показать, чему научился – поддерживая хотя бы так…

Заметьте, обычно вопросы у нас другие – что в школе? Какие оценки? Что задали и сделал ли ты домашнее задание? Это совершенно другой подход к тому, как ты мотивируешь и поддерживаешь интерес в ребенке к учебе.

- Когда я читаю лекции для родителей, всегда говорю – вы зачем отправляете ребенка в школу – за оценками или за знаниями? Что вы первое у них спрашиваете?

Это правда – какие оценки сегодня – это вообще типично!

- Надо говорить про то, что вам интересно!

Да. Это вопрос непростой. Мне кажется, наша программа как раз для того, чтобы родители научились спрашивать то, что им действительно интересно, и таким образом поддержать мотивацию детей. Конечно, у ребенка в школе много, чего интересного, но когда у него плохие оценки, мы, родители, неосознанно иногда сами гасим этот интерес. Я сама страдаю от этого потому, что мне тоже важно, какие оценки мой ребенок принесет, хотя, безусловно, более важны знания. Так или иначе, родителям надо себя контролировать, что спрашивать у детей и как.

- Если у ребенка плохие оценки, всегда можно посмотреть, почему они плохие, что мешает ребенку учиться. Я не сторонник того, чтобы семья дублировала школу. Идея репетиторства мне не очень симпатична. Мне ближе идея помогать ребенку поддерживать знания на не учебном материале. Например, если ему трудно учить химию, можно купить набор «Юный химик», и, как говорил один мой знакомый мальчик, «берем все, что горит и взрывается, и смотрим, что получится»

Да, это очень интересно. К сожалению, наша передача уже заканчивается. Я рада, что у нас была сегодня интересная беседа, надеюсь, она была полезна нашим зрителям.

Мы встретимся очень скоро, уже 2 октября. Тема «Порядок в делах школьника: в ДЗ, столе и в рюкзаке» - очень полезная для меня лично! В беседе примет участие интересный эксперт - детский психолог Ольга Хохлова.

До встречи. Всего доброго!

ПРОВЕДЕННЫЕ ВЕБИНАРЫ
Показать еще